В начало
30 июня 2015

20 интересных фактов об Испании. Часть 2

20 интересных фактов об Испании. Часть 2
Коллаж: © Олег Халимов

Продолжение моей подборки двадцати интересных фактов об Испании. Как и в первой части, я постарался собрать в одну кучу самые разные испанские события, случаи и рекорды, сопроводить все своими комментариями и скормить этот «винегрет» читателям моего блога.

 

Замок Бутрон в провинции Бискайя
Один из самых красивых замков Испании – Замок Бутрон (Castillo de Butrón) находится в провинции Бискайя. Фото: © Bend3r. Источник: flickr.com

ИСПАНИЯ – СТРАНА ЗАМКОВ

Неофициальное название Испании – Кастилия – происходит от испанского слова castillo, которое, собственно, и означает «зáмок». За долгую историю королевства на его территории было сооружено более десяти тысяч замков, крепостей и прочих оборонительных укреплений. Такое большое количество фортификационных сооружений объясняется весьма бурной военной историей страны. И в первую очередь – противостоянием христианской и мусульманской культур.

Вторгшиеся в 711 году на Иберийский полуостров с юга мавры очень скоро завоевали почти всю территорию будущей Испании. Специфика средневековых войн заключалась в том, что понятие «завоевание» новых земель в первую очередь заключалось в захвате замков, крепостей и охраняемых ими населенных пунктов. Ни один полководец не распылял свою армию, пытаясь покрыть ею всю захваченную территорию. Тот, кто контролировал крепость, тот и был хозяином окрестных областей. Ну, а если крепости не было, значит нужно было ее возвести, чтобы было понятно, «чьи в лесу шишки». Христиане, в свою очередь, тоже строили замки и крепости, чтобы сдержать натиск врага, а потом аж до 1492 года изгоняли арабов со своей территории.

В результате этой почти восьмивековой «движухи» с юга на север, а потом обратно, страна обзавелась огромным количеством замков, крепостей и сторожевых башен диаметрально противоположных архитектурных стилей. На севере – строгие, массивные, лишенные помпезной мишуры романские сооружения. На юге – мавританские, легкие и ажурные, с многочисленной лепниной и прочими «украшательствами». Неизбежное смешение этих двух стилей (а то как же – отвоеванные друг у друга замки нужно было ремонтировать, расширять и достраивать) породило удивительный и неповторимый стиль испанской архитектуры, называемый «мудехар».

Далеко не все испанские замки выдержали «битву» со временем, и в настоящее время их сохранилось около двух с половиной тысяч. Причем пятьсот – в довольно приличном состоянии. Одним словом, есть куда сходить на экскурсию и есть где снять очередной сезон «Игры престолов».

 

Карнавал в Льорет-де-Мар, 2015
Ежегодный карнавал в городе Льорет-де-Мар, 15 февраля 2015 г. Фото: © Олег Халимов

В ИСПАНИИ САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАЗДНИКОВ В ЕВРОПЕ

На испанский язык слово «праздник» переводится, как fiesta. А самих испанцев иногда называют homo fiesta. Потому что трудно отыскать еще одну нацию, которая бы с таким же упоением и энтузиазмом была способна предаваться наслаждениям многочисленных фиест. Единственное сравнение, приходящее в голову, это Новогодний праздник в России, но у нас подобное происходит только раз в год.

Вообще-то общенациональных праздничных дней в Испании всего с десяток. А вот дальше включается «хитрая» математика подсчета всех испанских фиест, в результате которой до сегодняшнего дня никто так и не смог сосчитать, сколько же их всего? Каждый регион в довесок к общенациональным может прибавить по 3-4 своих собственных праздника, каждый район тоже имеет свои праздники, и каждый город – свои, и каждый район города – свои, и каждая деревня – свои. При этом, фиеста объявляется выходным днем, народ высыпает на улицы и площади населенных пунктов, сопровождаемый безудержным ликованием, всеобщим, хм… злоупотреблением горячительными напитками и нарушением, хм… общепринятых правил поведения. Но, вот парадокс – и злоупотребления, и нарушения ничуть не омрачают фиесту какими-либо инцидентами. Все веселящиеся друг другу – братья и сестры.

А еще поражает серьезность подготовки к любому из праздников. Вроде и кризис на дворе, но праздник – это святое! Ведь устроить красочное многолюдное костюмированное шествие, если это карнавал, украсить весь город цветочными композициями, если это праздник цветов, завезти в город 100 тонн помидоров, если это томатная битва или 100 тысяч литров молодого вина, если это винная баталия… Не могу подсчитать, но, видимо, ощутимых денег это стоит!

Впрочем, выгода от таких праздников, помимо хорошего настроения, все же имеется. Все большее количество как иностранных, так и местных туристов, привлеченных весельем и красочностью, оригинальной фантазией и аутентичным колоритом, посещают многочисленные испанские фиесты, превращая это в новое направление туризма.

 

Бодега – испанский винный погребок
Испания находится в тройке мировых лидеров по количеству производимых вин. Фото: © fotolia.com

ИСПАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ВИНА

Занимая до недавнего времени стабильное третье место в мире, после Франции и Италии, испанские виноделы, тем не менее, в последние годы совершают рекордные прорывы на верхние ступени пьедестала. Например, по итогам 2013 года Испания вышла на первое место по производству, а в 2014 году – стала мировым лидером по экспорту вина. И пусть этому в немалой степени способствовала благоприятная погода, это нисколько не умаляет достоинств самих испанских виноделов. Ведь их вина традиционно являются визитной карточкой страны, чему способствует весьма древняя история виноделия в Испании. Она насчитывает, по прикидкам ученых, около пяти тысяч лет.

Вино на Иберийском полуострове делали и древние иберы, и древние финикийцы с греками, и древние римляне – то есть все, чья нога ступала на эти плодородные земли. И даже мавры, которым по вере положено было бороться с «зеленым змием», махнули на все рукой и разрешили виноделие. Хотя поначалу и вели себя, как Горбачев во времена перестроечного «сухого закона», – вырубали виноградники, запрещали и карали.

В современной Испании вино делают повсеместно. То есть в каждой без исключения провинции выращивается виноград и существуют свои винные хозяйства или, как их здесь называют, бодеги (от исп. bodega – винный погреб). Многие хозяйства объединены в D.O., то есть Denominación de origen – «вина с наименованием по происхождению». Такое обозначение на винной этикетке (например, D.O. Ribera del Duero) означает, что данный продукт произведен на территории региона Рибера-дель-Дуэро, вино отвечает определенным требованиям по качеству и характеристикам его производства, что контролируется винодельческими организациями. Знак качества, одним словом. Можно покупать и пить.

 

Испанская гитара
Испанцы изобрели шестиструнную гитару и до совершенства довели игру на ней. Фото: © bigstockphoto.com

ИСПАНСКАЯ ГИТАРА

Современная шестиструнная классическая гитара, один из самых распространенных и любимых музыкальных инструментов в мире, была создана в Испании. Естественно, произошло это не в «одночасье», и чтобы посмотреть на ее историю, придется вновь заглянуть в глубь веков.

Предшественников гитары в Испанию привозили с собой и древние римляне, и арабы-завоеватели. Эволюция этих инструментов в средневековой Испании привела в XVI веке к созданию пятиструнной гитары. Правда, ее струны были сдвоены, и простая математика подсказывает нам, что инструмент имел 10 струн, но творческим людям чужда сухая логика цифр. Пять по две, но очень близко расположенных друг к другу, все равно дает в сумме пять, посчитали испанцы, являя миру новый инструмент. Именно он впервые стал называться испанской гитарой. Существовавшие до этого времени лютни и виуэлы имели всего по 4 струны, поэтому новоявленная испанская гитара, обладающая бóльшими музыкальными возможностями, начинает успешно с ними конкурировать.

Но это было только начало. Испанская «пятиструнка» пользовалась популярностью пока лишь в самой Испании, став здесь подлинно народным инструментом. В остальной Европе камерные и чопорные лютни и виуэлы продолжали оставаться «благородными» инструментами еще долгое время, обзаводясь все большим количеством струн.

Следующая «глобальная модернизация» испанской гитары происходит во второй половине XVIII века, а именно – появляется шестая струна, а двойные струны заменяются на одинарные. Вот, собственно, и всё. Сокрушительная победа над конкурентами и поворотный момент в истории музыки. Потому что именно с него начинается мировая экспансия испанской гитары, превратившая ее в культовый музыкальный инструмент всех времен и народов. Далее «шестиструнка» претерпит еще несколько конструктивных изменений грифа, колков, размеров и формы корпуса, пока в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес не создаст окончательную версию испанской гитары, признанную классической и неизменной до сегодняшнего дня. А испанские композиторы и гитаристы, доведя собственное владение гитарой до виртуозного совершенства, научат этому и весь мир.

 

Испанские хирурги-трансплантологи
Испания – ведущая страна в области донорской трансплантологии. Фото: © shutterstock.com

ИСПАНИЯ – МИРОВОЙ ЛИДЕР В ДОНОРСКОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ

За последние десятилетия Испания совершила качественный скачок в области пересадки донорских органов, выйдя на первое место на планете по донорской трансплантологии. Испанская национальная организация трансплантации (ONT) признана Всемирной организацией здравоохранения образцом для всех государств. По ее опыту и модели построения реорганизовывают деятельность своих национальных систем многие страны.

«34,6 на 1000» – таков сегодняшний показатель (самый высокий в мире) «испанской модели». Это означает, что в среднем на 1000 жителей приходится 34,6 донора. Хотя опросы населения показывают, что это далеко не предел, ведь около 80% жителей страны согласны, чтобы у их умерших родных забирали органы. Говорят, что в пропаганду донорской трансплантологии вовлечена даже католическая церковь, где раздаются брошюры и листовки с призывом: «Не забирайте свои органы на небеса. Они нужны здесь, на земле».

Но одной просветительской работой добиться таких показателей, конечно же, невозможно. Качественная организация «цепочек» трансплантологов в национальном масштабе, позволяющая оперативно решать вопросы диагностики смерти, работы с семьей донора, списками ожидания, вплоть до организации срочной авиаперевозки органов – вот «секрет» успеха.

Хочется добавить, что донорская трансплантология – довольно «щекотливая» сфера медицины. Этические вопросы в ней очень сильно переплетены с коммерческими. Поэтому Испания на протяжении четверти века на государственном уровне контролирует эту отрасль. Правильность такого подхода продемонстрировал недавний крупный скандал в Германии, где вопросами трансплантологии занимаются частные структуры, что привело к многочисленным махинациям и полной дискредитации этого института. И теперь Германия строит свою национальную систему донорства и трансплантологии, взяв за эталон «испанскую модель».

 

Канарские бананы
Испания – европейский «банановый» лидер. Фото: © shutterstock.com

ИСПАНИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАНА В ЕВРОПЕ, ГДЕ ВЫРАЩИВАЮТ БАНАНЫ

Справедливости ради скажу, что производство испанских бананов сосредоточено на Канарских островах. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Канары находятся в Атлантике и намного южнее материковой Испании, около северо-западного побережья Африки. Еще не совсем Чунга-Чанга, но «жуй кокосы, ешь бананы» уже можно петь. А то, что острова являются территорией Испании, позволило ей «официально» внести банановый «рекорд» в свою копилку.

Для Канарских островов бананы являются основным сельскохозяйственным продуктом. Кстати, испанцы называют бананами любые бананы, кроме канарских. Собственный продукт здесь зовется «платано», с ударением на первом слоге. Или официально – Plátano de Canarias. Что, собственно, уже является брендом. Чтобы официально включить эту торговую марку в реестр защищенных географических наименований Евросоюза, Испания потратила аж три года. Не знаю, какие уж там махинации происходят на глобальном банановом рынке, но теперь канарский банан, то есть, простите, платано, защищен как от подделок, так и от прочих мошенничеств.

Эксперты утверждают, что канарский платано имеет свой неповторимый вкус, отличающий его от других бананов. Ему присущ интенсивный аромат, высокое содержание сахара и низкий уровень крахмала. Этому способствуют неповторимые климатические условия, сложившиеся на Канарском архипелаге и то, что плантации расположены на высоте 500 метров над уровнем моря.

Жители Испании свой «национальный» банан очень любят. Сам не раз наблюдал, как на рынке бабушки-испанки из всех многочисленных связок бананов выбирали исключительно plátano de Canarias, хотя соседние «иноземные» бананы зачастую выглядели и краше, и сочнее, да и стоили дешевле.

 

Символ доллара
Символ доллара на политической карикатуре Херлуфа Бидструпа «Танец вокруг доллара», 1949 год. Источник: Херлуф Бидструп. Рисунки в четырех томах. Москва, 1968-1970 гг.

СИМВОЛ ДОЛЛАРА. ИСПАНСКИЙ СЛЕД

Вроде бы американской валюте – доллару – всего 230 лет, но даже за такой короткий по историческим меркам срок из человеческой памяти выветрился ответ на простой вопрос, а как появился на свет символ доллара? Вот этот – $, который рисуется в виде буквы S, перечеркнутой двумя вертикальными палочками (нынешние варианты с одной палочкой – это всего лишь дизайнерские изыски разработчиков компьютерных шрифтов для удобства отображения знака на экранах мониторов).

И вновь, в отсутствие достоверных фактов, на свет появляется куча вариантов происхождения символа доллара на любой, так сказать, вкус. Я же в этом вопросе буду придерживаться испанской версии. Потому что ее придерживается Бюро гравировки и печати США. А там сидят серьезные дядьки. Именно они разрабатывают дизайн американских денег – и монет, и банкнот. Именно отсюда, как показывают в американских фильмах, разные жулики пытаются выкрасть так называемую «матрицу», чтобы печатать фальшивые доллары, неотличимые от настоящих.

Итак, мы с парнями из вышеупомянутого бюро считаем, что символ доллара – это не что иное, как стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых лентой. А где здесь «испанский след», спросите вы. Поясним. Геркулесовыми столбами в древности называли горы, которые располагались по краям Гибралтарского пролива. В Европе, это Гибралтарская скала, а на Африканском побережье – гора Абила. Они появились, если верить античным мифам, когда Геракл (он же Геркулес) пробил через Атласские горы проход и соединил Атлантику со Средиземным морем. И якобы на их вершинах были установлены две высоченные колонны со статуями.

Эти столбы-колонны, обвитые лентой, король Карл I Испанский выбрал в качестве своего герба. На ленте красовалась надпись на латыни «Plus Ultra», то есть «за пределы» (раньше считалось, что Гибралтар был краем земли, «пределом», но открытие Колумбом Нового Света расширило границы мира, и это нашло свое отражение в девизе). Само собой, столбы с лентой штамповались на монетах, и с виду это уже напоминало доллар. Так, по крайней мере, это видят ответственные мужчины из Бюро гравировки и печати США. И я вместе с ними…

 

Мадрид. Скульптура «Падший ангел» Риккардо Бельвера
Скульптура «Падший ангел» Риккардо Бельвера в Мадриде. Фото: © ferd_pang. Источник: flickr.com

В МАДРИДЕ ЕСТЬ ПАМЯТНИК ДЬЯВОЛУ

Когда я впервые услышал об этом, мне тут же представилась скульптура эдакого козлоподобного «аццкого сотоны», что вызвало некоторое недоумение – как такое могло случиться прямо в столице Испании, где подавляющее большинство жителей верующие католики.

На поверку все оказалось менее трагично. Не памятник, как таковой, а фонтан со скульптурной группой, которая увенчана изваянием «Падший ангел» испанского художника Рикардо Бельвера. Ни рогов, ни копыт, ни хвоста, а довольно симпатичный юноша с крыльями в весьма драматичной позе.

Скульптор Бельвер создал свое произведение в 1874 году. Оно изображает Люцифера, одного из самых красивых и умных ангелов, в момент низвержения с небес. Источником для вдохновения Бельверу послужила эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», в которой образу Сатаны уделено большое внимание. Восстав против Бога и организовав среди ангелов мятеж, он со своими последователями был за это насильственным методом отправлен прямиком в Преисподнюю – царство кромешной тьмы и хаоса.

Говорят, что жители Мадрида поначалу весьма настороженно отнеслись к идее установить подобную скульптуру в их родном городе. Однако образ падшего ангела неожиданно получает сразу две награды, как весьма выдающееся произведение искусства – в самом Мадриде и в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. Да и церковь, в общем-то, не имела ничего против скульптуры, потому что никаких библейских постулатов это произведение не нарушало. Общественное мнение было успокоено, и в 1879 году изваяние из бронзы было торжественно открыто в знаменитом мадридском парке Ретиро.

Правда, одно обстоятельство смущает меня. Так уж вышло, причем вовсе не специально, что по такому показателю, как «высота над уровнем моря», скульптура уложилась ровнехонько в цифру 666 метров. «Дьявол кроется в деталях», вы говорите?..

 

Ресторан Sobrino de Botín
Ресторан Sobrino de Botín на репродукции C. Uhler, 1990. Источник: umbrasileironaespanha.wordpress.com

САМЫЙ СТАРЫЙ РЕСТОРАН В МИРЕ

Сверившись с Книгой рекордов Гиннесса, убеждаемся, что нет, не врут путеводители по Мадриду. Если вы хотите отобедать в самом древнем заведении общественного питания планеты, то вам сюда – на мадридскую улицу Кучильерос, где с 1725 года располагается ресторан «Собрино де Ботин» (Sobrino de Botín). Нет-нет, конечно же существовали многочисленные таверны и задолго до нашего рекордсмена, но все они канули в Лету. И «новоделы», возникающие на месте подобных заведений, уже не могут претендовать на аутентичность.

А вот «Собрино де Ботин» может похвастать и своей историей, и своей знаменитой дровяной печью – ровесницей ресторана, где, как говорят, огонь не гасят уже много лет, дабы поддерживать постоянную температуру, так необходимую для приготовления фирменного блюда – жареного молочного поросенка.

Легендарный ресторан был основан французской семьей Ботин в качестве таверны в их гостинице и именовался поначалу, как «Каса Ботин» (Дом Ботина). Интересные законы существовали в те времена. Чтобы избежать конкуренции с продавцами продуктов, тавернам было запрещено продавать вино, мясо и прочую снедь. Поэтому блюда готовились из того, что приносили с собой посетители.

После смерти Ботинов заведение досталось по наследству их племяннику Кандидо Ремису. Так появилось название, дошедшее до наших дней – Sobrino de Botín, что переводится, как «Племянник Ботина». А еще до наших дней дошла история, как в ресторане подрабатывал не то официантом, не то посудомойщиком сам великий испанский художник Франсиско Гойя. Правда, в те времена он еще не был великим, а только участвовал в конкурсе Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.

 

Голубой флаг
Голубой флаг на одном из многочисленных пляжей Испании. Фото: © Олег Халимов

В ИСПАНИИ САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЛЯЖЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ГОЛУБЫМ ФЛАГОМ

Вот вам, напоследок, еще один испанский рекорд. На протяжении многих лет Испания занимает первое место по количеству пляжей, отмеченным Голубым флагом (исп. Bandera Azul). На сезон 2014-2015 их количество составляет 578 штук (у ближайших конкурентов показатели таковы: Турция – 436; Греция – 395).

Тем, кто не в курсе, Голубой флаг – это ежегодная награда, присуждаемая Фондом экологического образования пляжам, где вода отличается особой чистотой, то есть отсутствуют какие-либо ее загрязнители – сточные воды, промышленные отходы и прочая кака. Там, в принципе, очень много критериев оценки, вплоть до отсутствия водорослей и запрета на выгул собак, доступности и ухоженности самого пляжа, оборудования его спасательными средствами и самими мускулистыми спасателями. Поэтому если при планировании вашего отдыха вы обратите внимание на такой показатель, как награда Голубым флагом, то вопросов с безопасностью купания у вас не должно возникнуть.

Применительно к Испании, скажу, что перечислить все подобные испанские пляжи, сами понимаете, не представляется возможным, но будьте уверены, на какой бы испанский приморский курорт вы не приехали отдыхать, над ним обязательно будет «гордо реять» Bandera Azul.

Уникальность данного текста проверена через TEXT.RU

Уникальность данного текста проверена через TEXT.RU

 

  • аватар
    Марина Аммосова09.05.2016 в 21:23

    Очень интересно было! Спасибо