Королевская тропа или «Дорога смерти»
Пусть вас не вводит в заблуждение благородное название «Королевская тропа» (исп. Caminito del Rey), рождающая в голове ассоциации с ухоженной тропинкой, устланной ковровой дорожкой, в обрамлении благоухающих садов и цветников, с охраной в сверкающих доспехах. Сегодня речь пойдет совсем о другой тропе, по которой до недавнего времени пробирались не с короной на голове, а в каске альпиниста, обвешанные скалолазными карабинами, веревками и прочими страховочными устройствами.

Любители экстрима находятся в постоянном поиске новых мест, как природных, так и созданных искусственно, где можно получить очередную дозу адреналина. Одним из таких необычных творений человека является возведенный вспомогательный проход для рабочих при строительстве плотины гидроэлектростанции Конде-дель-Гуадалорсе в испанской провинции Малага в Андалусии в начале прошлого века.
ДОРОГА НА СКАЛЕ
Окрестные горы считаются одними из самых красивых природных мест Малаги. Неподалеку от деревни Эль-Чорро река Гуадалорсе вырезала в известняково-доломитовых скалах трехкилометровое узкое ущелье, называемое Десфиладеро-де-лос-Гаитанес и достигающее в некоторых местах ширины 10 и глубины 700 метров. Такой вот весьма непростой рельеф местности, где вознамерились соорудить передовое для тех времен гидросооружение, поставил перед строителями задачу облегчения передвижения рабочих к месту стройки, подвоза материалов и контроля за отсыпкой дамбы. Поэтому было решено проложить навесную тропу по стенам ущелья, протянувшуюся с одной стороны на другую.

В 1901 году, что называется, забили в гору первый костыль, и через 4 года строительство тропы было закончено. По своей конструкции она представляла собой прикрепленные к металлическим подпоркам рельсы с уложенными поверх бетонными плитами. Протяженность пути составляла почти 3 километра, а ширина полотна в отдельных местах – всего 1 метр, причем расстояние до земли в самой высокой точке тропы было около 100 метров. Само собой разумеется, тропа была оборудована ограждениями и перилами, поэтому передвигаться по ней можно было с относительной безопасностью.
Но как за этим сугубо утилитарно-техническим сооружением закрепилось гордое название «Королевская тропа»? На момент начала ее возведения испанскому королю Альфонсо XIII было всего 15 лет, и он вряд ли имел хоть какое-то отношение как к тропе, так и гидросооружению в целом. Зато через двадцать лет, в 1921 году, когда происходила торжественная укладка последнего каменного блока плотины, монаршая особа почтила своим присутствием сие мероприятие и даже изъявила желание совершить променад по расположенному на головокружительной высоте маршруту, любуясь бушующей у подножия скал рекой и открывающими живописными пейзажами. Вот с этого момента тропа и получила королевский «титул», коим ее величают и по сей день.
«БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА»
Королевская тропа за годы своего существования не могла не обрасти всевозможными легендами и домыслами. Самая главная байка – дорогу построили приговоренные к смертной казни заключенные в обмен на аннулирование жестокого приговора. Сообщу тем, кто не в курсе – единственным способом казни в Испании в те времена являлась гаррота. Это «законное» орудие умерщвления преступников представляло собой металлический обруч, надеваемый на шею осужденного, который палач затягивал сзади винтом, постепенно удушая привязанную к столбу жертву. Никаких надежд на быструю и легкую смерть. Поэтому «смертники» якобы охотно записывались в строители навесной тропы, надеясь избежать подобной средневековой экзекуции. Те же, кто срывался вниз с высоты 100 метров, получали стремительное избавление от мирской суеты, проведя последние секунды жизни в свободном полете. И теперь их призраки бродят по ущелью, завывая и пугая туристов.
Но вынужден буду разочаровать любителей сверхъестественного и паранормального. За время возведения навесной тропы не погиб ни один строитель. Да и не было там никаких заключенных и приговоренных. В высотной стройке были задействованы отставные военные моряки из Малаги, служившие на парусных судах. «Трепал нам кудри ветер высоты, и целовали облака слегка» – это и про них. Постоянная работа на верхотуре корабельных мачт научила их снисходительно поплевывать сверху на «мазуту сухопутную», у которой страх высоты вызывает головокружение, дрожь в коленях и слабость в желудке.

Кстати, после окончания строительства плотины Королевская тропа еще долго служила верой и правдой жителям Эль-Чорро и других близлежащих деревень. Отныне дети могли гораздо быстрее добираться до школы, женщины – до продуктовых магазинов, а мужчины – ну, конечно, до своих любимых баров. Движение по тропе не прекращалось ни днем, ни ночью, причем не только пешком, но и на велосипедах и даже лошадях.
Видимо поэтому возникла еще одна легенда, которую гиды пытаются навешать на уши доверчивым туристам. Это байка о некой прекрасной англичанке, которая, будучи замужем за одним из местных сеньоров, не выдержала тягот и лишений супружеской жизни в испанской глубинке и верхом на коне на всем скаку сбросилась с тропы вниз. «В общем, все умерли…»

«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ…»
Как говорится, ничто не вечно под луной. Вот и Королевская тропа, которую с момента окончания строительства так больше никто и никогда не ремонтировал, постепенно ветшала и приходила в запустение. Для владельцев гидроэлектростанции она утратила свое предназначение, ну а местную администрацию, как это обычно бывает, мало заботили нужды и чаяния собственного электората.

Со временем сваи и рельсы, составляющие основу тропы, стали ржаветь, расшатываться и утрачивать свою прочность. Бетонные плиты крошились, кусками обрушиваясь вниз. Настил зиял огромными дырами, а металлические перила и ограждения разрушились и попросту отсутствовали. Прохождение по Королевской тропе стало смертельно опасным и, казалось, что на этом она прекратила свое существование.

Однако, именно в таком своем состоянии тропа получила широкую известность среди любителей острых ощущений, «возродившись» из небытия. Профессиональные искатели адреналинового блаженства со всего мира принялись с энтузиазмом покорять рискованный маршрут. Следом за ними неизбежно потянулись прочие безбашенные дилетанты, предвкушая возможность сделать крутые сэлфи над пропастью. Королевская тропа вновь «заработала»! В неофициальном рейтинге самых опасных мест Испании она прочно заняла верхнюю ступень пьедестала, а некоторые присваивали ей и первое место в мире!
|
При таком ажиотажном интересе к покорению Королевской тропы вероятность несчастного случая была вопросом времени. Так оно и случилось. В 1999 году произошла первая трагедия со смертельным исходом. В следующем году уже четверо горе-экстремалов внесли свой посильный вклад в летопись новой «черной» легенды Королевской тропы. И думаете, что кого-то это остановило? Щаз! Аура реальной опасности маршрута только плеснула «керосинчика» в костер нездорового хобби адреналиновых фанатов, которые отныне стали называть тропу не иначе, как «Дорогой смерти».

Администрация провинции Малага, справедливо решив, что пять смертельных случаев на Королевской тропе – это уже перебор, запретила ее посещение под страхом штрафа в 600 евро. Однако это еще не самая большая сумма. Совсем близко от тропы проходят железнодорожные туннели и акведуки скоростных поездов. Так вот, если вас обнаружат где-то на них или возле них, там вас будут ждать совсем уже дикие санкции – от 6˙000 до, приготовьтесь, 30˙000 евро! Кроме того, были искусственно разрушены несколько пролетов тропы с обеих сторон маршрута, чтобы пресечь опасные прогулки. Но, как вы уже, видимо, догадались, эти меры не остановили паломничество экстремалов на «Дорогу смерти», зато отсекли значительный контингент «любителей». Теперь попасть на Королевскую тропу можно было только обладая альпинистским снаряжением и мало-мальскими навыками скалолазания. И с этого момента, надо сказать, несчастных случаев со смертельными исходами на тропе больше зафиксировано не было.
На волне всеобщего интереса к Королевской тропе некоторые туристические фирмы обращались к властям с просьбой разрешить официально проводить скалолазные туры по этому опасному маршруту. Они готовы были за свой счет организовать профессионально подготовленную трассу с точками страховки, с протянутыми по всей длине стальными тросами, но получали неизменный отказ. Поэтому весь туристический бизнес на Королевской тропе существовал (а он существовал!) в «тени». Предложений по организации экстремальных туров было хоть отбавляй. «Идеальное место для путешественника, желающего открыть для себя один из самых красивых горных пейзажей провинции Малага и испытать грандиозное и безопасное приключение!» – такими объявлениями завлекали туристов в интернете. Ключевое слово здесь – «безопасное». Другое предложение звучало так: «Все, что вам нужно, это вода, удобная обувь для ходьбы, солнцезащитный крем и хорошее чувство юмора!» Ни слова о мертвых альпинистах, ни слова о запретах и штрафах. Фирмы предоставляли полную экипировку, а группы водили опытные инструкторы-скалолазы. И ни Гражданская гвардия, ни местная полиция не могли полностью перекрыть этот поток желающих поставить на кон свою жизнь.

НОВАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВСКОЙ ТРОПЫ
2006-ый год стал для Королевской тропы поворотным моментом. Видимо поняв, что поток желающих «отметиться» на Дороге смерти никогда не иссякнет, андалузские власти приняли решение начать работы по восстановлению культового сооружения. В 2009 году прошел конкурс проектов реставрации тропы. Решено было оставить старую полуразрушенную навесную дорогу в том виде, в каком она сохранилась до наших дней, и возвести полностью новую тропу поверх нее. Таким образом, старая тропа навсегда осталась памятником техническому мастерству предыдущих поколений в назидание, так сказать, потомкам.

Бывалые экстремальщики, конечно же, встретили эту новость без энтузиазма. «Позорное решение, – так выразился один из них. – Реконструкцию Королевской тропы можно сравнить с кастрацией. У нее отнимут самое ценное – способность вызывать неповторимые острые ощущения. И я уверен, что нас еще и заставят платить за то, чтобы мы могли пройти по ней!» Кстати, в последнем он оказался прав, но вот с остальной аргументацией можно поспорить. Тем, что раньше было достоянием горстки смельчаков, теперь могут пользоваться все, даже бабушки с дедушками, причем безо всякого риска для жизни.

28 марта 2015 года после четырехлетней реконструкции произошло торжественное открытие новой Королевской тропы. Когда устроители «аттракциона» запустили онлайн-бронирование желающих побывать в некогда смертельно опасном месте, то за несколько минут с начала работы сервиса его одновременно посетило около 10 тысяч человек. Сервер, нетрудно догадаться, тут же «упал». За первые полгода по крепкому деревянному настилу нового дорожного полотна прогулялось более 300 тысяч новоявленных «альпинистов», как положено – в касках, без них на тропу не выпускают! Местные власти потирают руки и подсчитывают доходы (измеряющиеся несколькими десятками миллионов евро) от нового туристического направления. При этом популярность маршрута продолжает набирать обороты. А знаменитый во всем мире туристический путеводитель Lonely Planet назвал Королевскую тропу одной из самых интересных достопримечательностей, появившихся в 2015 году.
![]() |
![]() |
Привет! Очень красиво пишете. Очень интересно.
Очень интересно, Халимов!
Потрясающее описание и фото, спасибо. Галя
Потрясающее описание тропы, лучшее из прочитанного: фото, история строительства, всё превосходно, Олег!! Ещё больше хочется там побывать теперь.
Олег! Ну нет слов! Спасибо за рассказ!!! Очень интересно!!!